Человек на улице. 9 вопросов и ответов о людях с аутизмом

Прежде пройдите небольшой тест. Подборку из вопросов и задач о людях с расстройствами аутистического спектра (РАС) сделала Елизавета Морозова, сотрудница  Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», специально для Агентства социальной информации. Ответы к тесту — далее. 

Спикер линейки «Человек на улице» Светлана Чувашова («Общество помощи людям с расстройством аутического спектра») / фото Ксении Ершовой

Вы видите на улице ребёнка с необычно большими наушниками на голове. Почему он их носит на людях?

  1. Это новая мода.
  2. Дети с аутизмом тоньше обычных детей  слышат музыку, а этот гаджет дает объемный и качественный звук.
  3. Он не хочет никого слышать и отгородился таким образом от окружающих.
  4. У него повышенная чувствительность к громким звукам, а наушники немного приглушают окружающий шум.

Вы видите, как мальчик лет 10 заходит вместе  с мамой в женский туалет. Почему?

  1. В мужском туалете большая очередь.
  2. У мамы проблемы с воспитанием ребенка, она не понимает, что он уже слишком большой.
  3. Скорее всего, у мальчика есть нарушение развития или другая  инвалидность, мама не может оставить его или отпустить в туалет одного.

Вы видите ребенка, у которого на плече висит папка с карточками с картинками, приклеенными к ней на «липучку». Зачем они нужны?

  1. Это система общения для людей, у которых ограничена речь.
  2. Это игра, чтобы можно было чем-то занять ребенка вне дома.
  3. Это пособие для изучения окружающего мира.

Рядом с вами – женщина с сыном  10-11 лет. Вдруг он сильно трясёт кистями обеих рук и слегка подпрыгивает на носках. Как вам поступить?

  1. Дать понять маме взглядом, что ей нужно что-то сделать с подобным поведением.
  2. Обратиться к маме и попросить её увести ребенка из общественного места.
  3. Ничего не делать, постараться вести себя как обычно, не обращая внимания на поведение ребенка.
  4. Обратиться к ребёнку: попросить успокоиться, пристыдить или спросить, что случилось.
  5. Обратиться к маме и спросить, можно ли ей чем-нибудь помочь.

Вы встретились с ребёнком с аутизмом и его родителями, и вам кажется, что он не может разговаривать. Как лучше взаимодействовать с ним?

  1. Лучше всего не обращаться к нему, ведь он может быть не в состоянии ответить.
  2. Лучше всего обсуждать всё, что касается ребёнка, с его родителями, он всё равно вряд ли вас понимает.
  3. Лучше вежливо поздороваться с ребенком, помахать ему рукой или  сказать какой-нибудь комплимент, например: «Какой у тебя симпатичный мишка!» или «Какое у тебя нарядное платье!» В этом случае ребёнок может ответить или промолчать.
  4. Лучше всё равно задать ребенку какие-то вопросы, например: «Как тебя зовут?» А вдруг у него получится вступить в диалог?

Вы попросили ребенка или взрослого с аутизмом что-то сделать, но он никак не отреагировал на ваши слова. Что  лучше сделать потом?

  1. Забыть о своей просьбе и больше ничего не говорить.
  2. Убедиться, что вы привлекли внимание человека с аутизмом, переформулировать просьбу так, чтобы в ней было как можно меньше слов. Если возможно, сопровождать её жестами. Сделать паузу и подождать.
  3. Повторять вашу просьбу погромче, пока он на неё не отреагирует.
  4. Постараться объяснить как можно подробнее, чего именно вы хотите.

Как часто встречается аутизм?

  1. У одного человека  из 150
  2. У одного человека из 1000
  3. У одного человека из 10000
  4. У одного человека из 100

Как родители могут предотвратить появление аутизма у ребенка?

  1. Выявить с помощью специальных тестов во время беременности.
  2. Никак, предотвратить аутизм или узнать о нем заранее невозможно.
  3. Вести здоровый образ жизни.
  4. Много заниматься с маленьким ребенком и правильно его воспитывать.

Нуждаются ли люди с аутизмом в общении и друзьях?

  1. В этом никто не нуждается.
  2. Нуждаются, но испытывают сложности с общением из-за аутизма.
  3. Нуждаются, но лучше их в этом не поощрять.
фото Ксении Ершовой

Ответ 1: учитывайте повышенную чувствительность

У многих детей и взрослых с аутизмом и некоторыми другими особенностями развития есть нарушения в восприятии окружающего мира. Это может быть повышенная чувствительность к яркому свету, определенным запахам, вкусовым или тактильным ощущениям. Чаще всего встречается острая реакция на шум или определённые громкие звуки. Некоторые дети и взрослые с аутизмом носят противошумовые наушники. Они лишь приглушают шум: человек продолжает слышать чужую речь, и с ним можно разговаривать. Это не проявление невежливости и не желание отгородиться от других.

Ответ 2: не спешите осуждать

Увидев, как взрослых мальчик заходит в женский туалет вместе с мамой, не начинайте сразу судить о воспитании и манерах в этой семье. Это очень болезненная ситуация для многих родителей детей с аутизмом, и она во многом способствует социальной изоляции таких семей. Психическое развитие ребенка может не соответствовать возрасту, и если с ним только мама, а «нейтрального» туалета в помещении нет, то она может быть вынуждена взять в женский туалет сына. Скорее всего, она бы воспользовалась другой возможностью, если бы та у неё была, так что не торопитесь осуждать.

Ответ 3: уважайте чужие средства коммуникации и не обращайте внимание на стереотипию

Около 30% людей с аутизмом совсем  не говорят или могут сказать лишь несколько слов. Однако они могут научиться сообщать окружающим о своих потребностях с помощью жестов, специальных приложений в планшете или карточек с изображением предметов и действий. С их помощью ребёнок или взрослый может составить предложение и обратиться к другому человеку, в том числе к вам, с просьбой. Важно уважать чужую коммуникацию и её средства, не игнорировать «нестандартные» обращения и не брать чужие средства коммуникации без спроса.

У людей с аутизмом  или другими нарушениями развития часто встречаются однообразные движения без конкретной цели. Иногда это могут быть однообразные звуки или повторение одного и того же слова или фразы. Это называют стереотипией, самостимулирующим поведением или «стиммингом». Наиболее распространенные стереотипии – это тряска кистями рук, перебирание пальцами перед глазами, раскачивание туловища, манипуляции каким-то небольшим предметом. С помощью такого поведения человек с аутизмом или другой особенностью регулирует своё состояние, что может быть особенно важно для него в общественном месте. Как правило, стереотипии совершенно безопасны – это то же самое, как привычка некоторых людей хрустеть суставами пальцев или постукивать ногой по полу в раздумьях. Просто выглядит необычно.

Ответ 4: предложите родителям помощь, но очень ненавязчиво

Если вы наблюдаете, как довольно большой ребенок или взрослый человек потеряли контроль над собой, и это поведение явно неприемлемо, то помните, что ему или ей сейчас намного хуже, чем вы даже можете себе представить. А сопровождающему его человеку итак уже неловко и стыдно перед окружающими. Возможно, этот ребенок вообще не может говорить, и он не может сообщить о своем стрессе или потребностях маме. Возможно, он испытывает сенсорную перегрузку – острое стрессовое состояние из-за проблем в обработке сигналов из окружающего мира, которое по ощущениям сравнимо с реакцией на катастрофу.

Постороннее внимание к ребенку в таком случае может ухудшить ситуацию. Если рядом с ним есть родители, то доверяйте их опыту, они знают, что лучше делать в таком случае. Вежливо и негромко предложите помощь – от неё могут отказаться, но сам факт сочувствия будет значить для родителей очень много.

Ответ 5: старайтесь обращаться так, чтобы ответ не был обязательным

Даже если ребёнок или взрослый имеет ограничения в речи, лучше всего стараться обращаться к нему, но так, чтобы его ответ не был обязательным. Приветствия и комплименты – самый «безопасный» способ, а прямых вопросов лучше избегать. И старайтесь никогда не обсуждать ребёнка в его присутствии. Это оскорбительно и для ребёнка, и для его родителей.

Ответ 6: говорите конкретно, просто, чётко

У людей с аутизмом часто бывают проблемы с пониманием чужой речи. Проще всего им понять конкретную, чёткую речь, без метафор, с опорой на зрительные образы. Дополнительные объяснения и лишние слова лишь ухудшают понимание. Часто людям с аутизмом нужно дополнительное время, чтобы понять чужую речь и ответить.

Ответ 7: аутизм весьма распространён

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в мире аутизм есть у одного человека из 100. Расстройства аутистического спектра – одна из самых распространенных причин инвалидности у детей. Вы уже наверняка встречали детей и взрослых с аутизмом, даже если не знаете об этом.

Ответ 8: аутизм непредсказуем

К сожалению, предотвратить аутизм невозможно. Он связан с множеством генетических факторов и возможных воздействий окружающей среды, никак не зависит от образа жизни родителей или их подхода к воспитанию. Первые признаки аутизма становятся заметны только в возрасте от 1 до 3 лет. Любые попытки найти «вину» родителей ребенка с аутизмом – невежество и жестокость.

Ответ 7: аутизм не мешает любить

Большинство людей с аутизмом нуждаются в общении и близких людях. Аутизм не мешает любить и испытывать привязанность, но он мешает осваивать социальные навыки, кажущиеся остальным людям очевидными. Общение и возможность находиться рядом с другими людьми – огромная ценность для детей и взрослых с аутизмом. Немного терпения и понимания с вашей стороны могут изменить жизнь такого  человека и его близких.

Благодарим за важную информацию Светлану Чувашову из «Общества помощи людям с расстройством аутического спектра».